Преимущества и недостатки морского транспорта

Морской транспорт – это единственная форма перевозки в межконтинентальном сообщении, если не считать крайне дорогостоящего воздушного транспорта. Учитывая высокую провозную возможность подвижного состава морского транспорта, сфера его применения расширяется на международные перевозки, даже если между страной отправления и назначения имеют иные транспортные связи.

Основные преимущества морского транспорта

  • практически неограниченной провозной способности подвижного состава и пропускных возможностей портовых хозяйств;
  • низкая себестоимость перевозки (по этому критерию морские суда уступают только трубопроводному транспорту, пригодному для доставки ограниченного количества грузов);
  • возможность организации и выполнения массовых межконтинентальных и международных перевозок;
  • низкие капиталовложения на развитие морской транспортной инфраструктуры (морские пути сообщения не требуют значительных капиталовложений в свое создание и поддержание, за исключением каналов);
  • проработанность международного морского законодательства, регулирующего морские перевозки;
  • низкие риски потери, повреждения, хищения грузов;
  • минимум рисков несвоевременной отправки, а так же высокая регулярность отплытия судов (для линейного судоходства) в навигационный период.

Возникновение указанных преимуществ обусловлено естественными и искусственными причинами. Например, низкая себестоимость морской перевозки связана с низкими энергозатратами на движение судна (отсутствие горизонтальных уклонов, которые необходимо было бы в противном случае преодолевать). Проработанность международного законодательства в области морских перевозок связана с большим их объемом.

Недостатки морского транспорта

  • пропускная способность портовых хозяйств ограничена технологическими и техническими причинами, модернизация и переоборудование морских портов и терминалов требует значительных капиталовложений;
  • наблюдается высокая зависимости от метеорологических условий, ограниченность навигационного периода, необходимость привлечения ледоколов для зимней проводки морских судов к портам;
  • морским судам присуща низкая скорость движения (например, доставка товара из Китая в Санкт-Петербург морем занимает в 2-2,5 раза больше времени, чем по железной дороге);
  • ограничена возможность доставки товаров непосредственно к пунктам потребления или из пунктов назначения (когда получатель и отправитель груза размещаются в глуби континента);
  • предъявляются жесткие требования к техническим средствам и способам крепления грузов на морских судах;
  • устанавливаются жесткие требования к таре и упаковке грузов, размещаемых на морских судах;
  • малая частота отправок;
  • для доставки товаров в Россию часто возникает необходимость организации и выполнения фидерных перевозок (последовательно океанскими и морскими судами).

Аналогичные преимущества и недостатки присущи и внутреннему водному транспорту, за исключением того, что его провозные возможности гораздо более ограничены из-за меньшего фарватера судоходных рек.